Перейти к основному содержанию

Кинотеатр Тушински (Pathé Tuschinski)

Экскурсия по Амстердаму, четвёртый объект турмаршрута «Амстердам развлечений»

Это удивительное строение. Мировое признание обеспечило ему славу самого красивого кинотеатра в мире.
Но многие жители Амстердама считали, что построенный в 1918-1921 годах кинотеатр «Тушинский» испортил городской ландшафт. По их мнению, своим фасадом он напоминает какого-то доисторического зверя в панцире с медно-зелеными башнями на крыше.


Сегодня это странное сооружение не то модерн, не то просто китч, безусловно, является достопримечательностью Амстердама.

A5589-Architecture of Cities Amsterdam- Architectural Aesthetics Hub

В Тушински сейчас демонстрируют хорошие фильмы, но приходят сюда еще из-за роскошного, перенасыщенного деталями интерьера и слегка декадентской атмосферы. Ведь здесь можно смотреть кино из собственной ложи, потягивая коктейли. Если в выходные, при большом наплыве людей, вы не смогли попасть в Тушински, можно пойти в соседний Тушински Артхаус. Он находится в доме 34 и имеет узкий фасад, украшенный каменными ангелочками. В этом кинотеатре очень хорошая программа и симпатичный интерьер.

Театр Тушински — это кинотеатр состоящий из шести залов, который находится на Reguliersbreestraat, 26-34. Это один из двенадцати кинотеатров сети «Пате» в Нидерландах.
Здание кинотеатра было построено по заказу Абрахама Ицека Тушински, а открытие его для посетителей состоялось 28 октября 1921 года. Автор проекта здания архитектор Хэйман Луи де Йонг.
Владельцем театра был Абрахам Ицек Тушински — нидерландский бизнесмен еврейско-польского происхождения. В 1903 году он отправился было в эмиграцию в США, однако решил остаться в Роттердаме. С 1925 года он становится гражданином Нидерландов.
Первоначально Абрахам Ицек Тушински работал портным. В дальнейшем стал успешным владельцем кинотеатров. Свои первые четыре кинотеатра он открыл в 1911 году. Его самый фешенебельный кинотеатр – это Большой Театр в Роттердаме, который открылся в 1928 году.
Но главным успехом Абрахама стал Pathé Tuschinski в Амстердаме, распахнувший свои двери для посетителей 28 октября 1921 года. В 1928 году им был открыт еще один знаменитый кинотеатр в городе Рокси.
В ходе Второй мировой войны все роттердамские кинотеатры Тушински были уничтожены во время бомбардировки города. Сам Тушински был доставлен в Вестерборк — концентрационный лагерь на северо-востоке Нидерландов, а оттуда в Освенцим, где и погиб.
Кинотеатр «Тушински» построен в различных стилях, среди которых «амстердамская школа», ар-деко и югендштиль. На строительство было потрачено порядка четырех миллионов гульденов.

Остановимся подробнее на стилистике архитектуры того времени.
Амстердамская школа в архитектуре возникла и развивалась в Нидерландах 20-го века, точнее в первой его трети. Довольно часто пишут о «вдохновлённости социалистическими» идеями в формировании и даже формулировки названия «амстердамский стиль», якобы повлиявших на архитектурные особенности и часто использовавшиеся в строительстве зданий различного назначения. Но, с нашей точки зрения, это всего лишь неуместно приклеившийся «ярлык». А вот очевидное влияние таких архитектурных формаций как неоготика или ренессанс вполне заметно, в том числе в произведениях выдающегося нидерландского архитектора Хендрика Петрюса Берлаге. В постройках амстердамской школы ощущается влияние и экспрессионизма, зачастую заметное в закруглённой и т.н. насыщенной «органической» форме фасадов, здания порой перенасыщены (для сдержанных голландцев) многочисленными декоративными элементами, которые при внешней «утилитарности» продолжали оставаться одной большой «декорацией» (к числу подобных элементов относятся как скульптурные детали, так и шпили, окна с внешней горизонтальной «лестничной» расстекловкой).
По всем внешним признаком амстердамская школа была нидерланским вариантом того стилистического направления, которое в Европе принято называть «историзмом»
Движение «Амстердамская школа» зародилось в архитектурном бюро Эдуарда Кейперса. Несмотря на то, что самого Кёйперса вряд ли можно было назвать прогрессивным художникам, он не ограничивал архитекторов, работавших под его началом, в возможности творить.
Три лидера Амстердамской школы — Михель де Клерк, Йохан Ван дер Мей и Пит Крамер работали у Кёйперса до 1910 года. Побудительным мотивом движения стало развитие Амстердама.
В 1905 году городом был впервые принят градостроительный кодекс, и вскоре городские власти наняли Йохана Ван дер Мея в качестве специального «советника по эстетике» для проведения слаженной политики в области городской архитектуры.
Наиболее известные произведения Амстердамской школы находятся в Амстердаме, и главное произведение представляющее этот стиль «Корабль», построенный Михелем де Клерком.
Движение и его последователи принимали активное участие в разработке перспективного плана развития Амстердама под руководством Берлаге. Однако после смерти де Клерка Амстердамская школа утратила своё ведущее значение в голландской архитектуре.
Построенный в 1924 году в Гааге универсальный магазин «Де Бейенкорф» последний образец классической Амстердамской школы. Здания в этом стиле (в основном это протестантские церкви) возводились вплоть до начала Второй мировой войны, однако влияние этого стиля уже утратило свое значение.
Национальные варианты этого архитектурного периода: арт-деко или югендштиль.
Ар-деко, (буквально переводится с французского как «декоративное искусство») —
это направление в изобразительном искусстве первой половины 20-го века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи. Ар-деко представляет собой синтез модерна и неоклассицизма.
Этот стиль отличается строгой закономерностью, роскошью, шиком. В нем используются этнические геометрические узоры, весьма дорогие, ультра-современные материалы (в том числе модная тогда слоновая кость, а также крокодиловая кожа, очень редкие породы дерева, а также серебро).
Хотя термин ар-деко возник в 1925 году, он не был часто употребляемым, пока в 1960-х годах к нему не сменилось отношение. Мастера этого стиля не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным и находилось под влиянием нескольких источников.

Югендштиль в переводе с немецкого «молодой стиль».
Это художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине 19 начале 20 века. От других стилей он отличается отказом от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий и интересом к новым технологиям (особенно в архитектуре) и активным использованием прикладного искусства.
Югендштиль это одно из направлений модерна, который сочетал в себе художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, стараясь привлечь в прекрасное все сферы деятельности человека.
Сам же модерн стилистическое направление в европейском искусстве конца 19 начала 20 века. Благодаря Всемирным выставкам оно стремительно распространилось по всей Европе и в первую очередь затронуло архитектуру и декоративное искусство.
Стиль модерн возник как реакция на эклектизм, на безжизненное копирование исторических стилей прошлого, а прежде всего на упадочнические вкусы, следствие коммерциализации изделий промышленного и машинного производства.
Возникновение стиля модерн в архитектуре и прикладном искусстве связано с основанием общества «Искусства и Ремесла» (1883), влияние которого распространилось на европейский континент. Это общество возникло из движения того же названия, боровшегося за возрождение художественных ремесел, и выступало против снижения художественного уровня продукции вследствие перехода к промышленному производству.
Для модерна характерны извивающиеся линии; в декоре его асимметричные арабески решительно порывают с традицией, создавая растительные мотивы и линеарные формы.
Хотя модерн просуществовал всего 20 30 лет, влияние его в то время на все виды художественной деятельности было огромно. Следы модерна мы находим во всем: в архитектуре, в живописи, в монументальном искусстве, в книжной графике, плакате, рекламе, дизайне, одежде. От огромного общественного здания до дверной ручки, от монументальной мозаики до изящной вазы на столе, от живописного полотна до ложки и вилки все носило на себе отпечаток этого стиля, если за дело брались художники, архитекторы и дизайнеры модерна. Все, к чему прикасалась рука художника, должно было стать прекрасным, каким являются природные формы, перед которыми эти художники преклонялись.
И теперь в понимание особенностей подобных архитектурных стилей в Европе, вернёмся к убранству театра Тушински.
Фасад театра Тушински богато украшен и имеет свой собственный ни на что не похожий архитектурный стиль постройки возможно, лучше всего его будет назвать «ар-деко-кинотеатр Тушински».

Он весь покрыт глазурированными плитками и керамическими скульптурами, кое-где дополнен изысканными украшениями из поделочной стали и светильниками производства Баренда Йорденса.
Своим таинственным парадным фасадом с неким восточным оттенком и выдающимися и бросающимися в глаза башенками, кинотеатр как бы заманивал публику внутрь. Это был мир иллюзий, роскошные интерьеры которого служили как нельзя лучшей обстановкой для показываемых под аккомпанемент кинооргана или театрального оркестра фильмов и представлений варьете.
Однако кинотеатр «Тушински» примечателен не только в архитектурном и декоративном плане. Он имел электротехническое оборудование, которое предвосхищало будущее и опережало настоящее новейшие системы отопления и вентиляции поддерживали во всем кинотеатре, во всех уголках, постоянную температуру.
Во время Второй Мировой Войны здание попало в руки немцев. Они дали ему другое название «Тиволи».
С 1998 по 2002 гг. в кинотеатре была проведена масштабна реставрация, сначала снаружи, а потом и внутри. Причиной этих радикальных и дорогостоящих ремонтных работ стала идея воссоздания кинотеатра в первоначальном виде. Во всем том блеске и великолепии, которыми по праву гордился в то время Абрахам Тушински.
В свое время здесь давали концерты Морис Шевалье, Джуди Гарланд, Марлен Дитрих, Эдит Пиаф и другие знаменитости.

В старом здании находятся три зала: Первый большой зал на 789 зрительских мест; Второй зал наверху на 191 зрительских места и третий зал в глубине кинотеатра на 130 зрительских места.
Недавно был выстроено новое здание, в котором располагаются еще три зала: один в цокольном этаже, два других наверху. Туда можно попасть через старое лобби. В новую часть можно попасть и с улицы, в те дни, когда старая часть бывает переполнена народом или просто зарезервирована для приглашенных.
Билеты в кинотеатр продают через два окошка, выходящие прямо на улицу. Во время ажиотажа, люди отстаивают за билетами огромные очереди часто можно видеть тротуар перед кассами полностью забитый людьми. Если открыта новая часть кинотеатра, то билеты можно купить и там. Также в новой части, при входе, имеется автомат по продаже билетов, что выгодно отличает его от других кинотеатров сети «Пате». Правда большую часть времени этот вход закрыт и соответственно автомат недоступен. В утренние часы, когда мало народа, билетные окошки обычно закрывают, а за вход можно заплатить непосредственно в баре в фойе кинотеатра.

В фойе можно расположится на удобных креслах и диванах. Иллюминация приглушенная, цвет которой время от времени меняется. А вот в фойе новой части стоят одни стулья, зато много света.
Многие считают Большой зал кинотеатра «Тушински» одним из самых красивых кинозалов в Амстердаме. Как правило, там показывают так называемые «блокбастеры» (по-голландски «каскракеры»), т.е. фильмы, собирающие полные залы зрителей. В остальных залах показывают обычное кино.
Большой зал также часто используют для показа премьерных фильмов в Нидерландах. Входной билет сюда стоит дороже, чем в остальные залы. Чтобы занять ложу или двухместные диваны (так называемые «места для поцелуев»), нужно заплатить еще больше.
Совсем рядом с «Пате Тушински» находится кинотеатр «Пате Мюнт» имеющий еще 13 залов. 19 залов обоих кинотеатров могут одновременно принимать 3850 зрителей именно столько мест в сумме у этих двух кинотеатров.
В театре мы можем увидеть живопись экспрессионистов.

Почти напротив кинотеатра Тушински, в доме №31, в 1930-е годы построили кинотеатр Синеак, полная противоположность своего соседа. Он является образцом элегантной функциональной архитектуры.

В те времена кино было важнейшим из искусств и считалось, что оно должно быть ближе к народу. Именно поэтому архитектор-модернист Даукер сделал вход в кинозал прямо с улицы. А во время сеансов через огромные окна с улицы Регулирсбрестрат было видно, как темноту кинозала пронзает яркий луч кинопроектора.
Высоченная стальная конструкцию с неоновой вывеской, которая была одной из важных деталей общей композиции здания, была убрана в 1980-х годах. Сейчас бывший кинотеатр «Синеак» принадлежит гиганту шоу-индустрии компании ИД&Т и в нем работают бар-ресторан и клуб. Дизайнеры ИД&Т оборудовали его интерьер в духе парижского злачного заведения 30-х годов: там много алого велюра, красных ковров и повсюду множество светильников. В этих роскошных интерьерах происходят дискотеки и вечеринки.