Перейти к основному содержанию

Башня Мюнтторен (Munttoren)

Экскурсия по Амстердаму, третий объект турмаршрута «Амстердам развлечений»

В Средневековье башня Munttoren, расположенная на площади Muntplein являлась частью городских ворот, которые назывались Regulierspoort (а это одни из главных ворот городской стены средневекового Амстердама).
Средневековый город Амстердам с его стенами, каменными воротами и оборонительными башнями сегодня можно увидеть только на известной карте Корнелиса Антонисона, которая датируется 1538 годом.

Ворота Regulierspoort, возведенные в 80-х годах XV века, состояли из 2-х башен и пристроенного к ним караульного помещения.

Regulierspoort перед пожаром

В 1618 году пожар уничтожил сами ворота, но сохранились лишь само караульное помещение и небольшая часть западной башни ворот. В период начала 17-го века Башня была реконструирована в стиле эпохи Амстердамского Возрождения (реконструкция 1619-1620 годов).

Именно тогда на башне появилась восьмисторонняя надстройка с изящным деревянным шпилем, а также на ней появились часы (часовой механизм с 4-мя циферблатами и карильоном.
Эта башня была спроектирована великим архитектором того времени Хендриком де Кейзером (Hendrick de Keyser), который воплощал в своём творчестве черты позднего Ренессанса — маньеризма.

Авторство: Изначально этот файл был загружен участником P.H. Louw из нидерландский Википедия. Перенесено с nl.wikipedia на Викисклад., CC BY 2.5 nl, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3014377

Работал он преимущественно в Амстердаме, где построил биржу и две протестантские церкви, Зюйдеркерк (Zuiderkerk) и Вестеркерк(Westerkerk).
Он создал новый тип скромной и простой церкви, соответствующий требованиям протестантской религии и глубоко чуждый формам южного барокко.
Среди самых передовых стран Европы 17 столетия маленькая Голландия всегда занимает своё особенное место. Отважная Республика, рожденная в пылу Нидерландской буржуазной революции 1560—1580-х годов (и в те времена страна именовалась Северными Нидерландами или Республикой Объединённых провинций), опередила в своем развитии страны Европы.
Развитие голландского изобразительного искусства в первой половине 17-го века представляет собой очень целостную картину. Изначально борьба и затем победа Северных Нидерландов по сути открыли для этого государства путь «в будущее», а именно к оживленной внутренней и внешней деятельности, к продуктивному применению энергии, голландской предприимчивости. Это был путь знаний, путь наблюдений, путь мастерства. Именно в этой стране делает первые шаги вперед «материалистическая наука».
В искусстве «празднует» победу реализм.
Не все отрасли искусства имели для Голландии 17 века равное значение. Деловой, скромный тон, царящий и в частной, и в общественной жизни голландцев, распространение кальвинизма (формы протестантской религии, во главу угла ставящей практическую деятельность человека) все это сводит до минимума значение архитектуры как искусства, воздействующего на воображение зрителей, и почти не дает повода для создания монументально-декоративных скульптурных произведений.
Для Голландии очень показательной была архитектура частных домов и вообще постройки светского назначения. В конце 16 начале 17 века их украшали, комбинируя в облицовке стен кирпич с белым камнем, применяя высокие кровли и ступенчатые фронтоны.
А в середине 17 века уже закладываются основы голландского классицизма, примером которого является Амстердамская ратуша.
Архитектор Хендрик де Кейзер следовал принципам заложенным в протестантской религии при постройке башни Мюнтторен (Munttoren)и других своих творений.
Башня Munttoren знаменита своим карильоном (карильон это механического типа музыкальный инструмент, состоящий из неподвижно закреплённых колоколов, а их языки при помощи проволок соединены с клавиатурой).

Авторство: Amsterdam Municipal Department for the Preservation and Restoration of Historic Buildings and Sites (bMA), Attribution, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3936482

Карильон башни был создан Питером Хемони (Pieter Hemony )в 1668 году. Этот знаменитый в то время на всю Европу лотарингский литейщик добавил совершенно новые колокола к инструменту, созданному им и его братом Франсуа (François Hemony еще в 1651 для башни знаменитой Амстердамской фондовой биржи.
В 1873 году клавиатура карильона была заменена часовым механизмом. Но в 1960 году ручная система и клавиатура были вновь установлены. В 1959 и 1993 годах произвели замену некоторых маленьких колоколов мастера Хемони на совершенно новые. А первоначальные и сильно поврежденные за прошедшие годы колокола, теперь выставлены в Историческом музее Амстердама.
В настоящее время карильон башни имеет на 2 колокола побольше, чем раньше. Их в данный момент 38. Колокола звонят регулярно каждые четверть часа. А по субботам с 14:00 до 15:00 часов, звонарь Амстердама устраивает удивительный концерт для горожан и гостей города на этих колоколах.
Название башни Munttoren напоминает о том, что в ней в 17 веке располагался монетный двор.
В 1672 году в «Год Бедствий», когда объединившись Англия и Франция объявляли войну Голландской республике, французы заняли большую часть страны, тогда серебро и золото практически нельзя было беспрепятственно привозить в Дордрехт и Энкхайзен (голландские города, где обычно чеканились монеты). Это послужило причиной того, что монеты стали временно производить в караульном помещении башни Мюнторен.

Авторство: Amsterdam Municipal Department for the Preservation and Restoration of Historic Buildings and Sites (bMA), Attribution, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3936478

Нынешнее караульное башенное помещение датируется 19 веком. Первоначальное помещение караула, почти непострадавшее после разрушительного пожара 1618 года, было реконструировано, точнее просто заменено на новое в 1885-1887 г.г. Караульное помещение 19 века выдержано в стилистике ложного Ренессанса. Затем помещение вновь немного было переделано. В результате реконструкции 1938-1939 г.г. в этом здании появился тоннель.
В настоящее время администрация города выделила 1,9 миллиона евро на обновление фундамента башни Мюнторен, чтобы предотвратить ее осадку в период сооружения новой линии метро Норд.

Здесь необходимо более подробно остановиться на особенностях строительства в Амстердаме.

Город был построен на болотистой местности, соответственно при строительстве домов приходилось использовать сваи. Так как сваи раньше были деревянными, чтобы не сгнить при попадании на воздух, они должны были находится под водой. Позже при строительстве начали применять более длинные бетонные сваи.
Плотно прижавшиеся друг к другу особняки, стоящие вдоль амстердамских каналов это визитная карточка города.

 

До 17 века в Амстердаме взимался налог за ширину фасада, поэтому они были очень узкими. А выдаваемые участки были шириной от 5,5 до 8,5 метров. Позднее под строительство стали выдавать по 2, 3 участка и особняки стали шире.
Фасады амстердамских домов разнообразны. Сначала фасады были деревянными и назывались “носики”. В 15-ом веке, после пожаров стали строить дома из кирпича. В начале 17 века строили “ступенчатые” фасады, а затем появились фасады “колокол”, “грифон” и “карниз”. В 16-е 17-е века у дома имели фасадные плиты с именами вместо номеров. И сейчас еще мы можем увидеть их на старых домах.
Есть еще одна особенность у амстердамских домов это грузоподъемные балки на фасадах. Так как старые дома были очень узкими, и по их тесным лестницам было не возможно поднять мебель и другие крупные предметы, их с помощью балки, блока и веревки поднимали наверх и через окно доставляли на нужный этаж.
Сейчас на некоторых домах можно увидеть прикрепленные к окнам зеркальца “шпиончики”. Хозяин дома, сидящий в своем кресле, не двигаясь с места, может увидеть в это зеркало того, кто стоит перед дверью дома.
Лифтов в местных домах конечно нет, а винтовые лестницы очень крутые и по ним довольно трудно передвигаться. Много людей в Амстердаме живет в пришвартованных к берегам каналов лодках. После Второй мировой войны, когда не хватало жилья, некоторые решали так свой жилищный вопрос, а в 60-х годах на баржах селились хиппи.

Сейчас на каналах около 2500 таких плавучих жилишь. Они зарегистрированы и имеют официально закрепленное место стоянки. Возможно, такое жилье обходится дешевле, чем обычное, ну и конечно оно кажется романтичнее.