Вилла Африка
Вилла Африка – роскошная античная постройка, которая наравне с амфитеатром, является культурно-историческим сокровищем городка Эль Джем, и одной из интереснейших достопримечательностей Туниса
Посетить её стоит уже только потому, что это сооружение – единственная в целом мире античная резиденция, которая была восстановлена с максимальной точностью (95%), она носит статус самого роскошного античного дома в Римской Африке.
Вилла датируется 2-м веком н.э. (170 г. н.э) , она была обнаружена во время раскопок 1990-х годов. Её настоящее местоположение не подлинное, вилла была перевезена в Эль Джем и установлена в месте раскопок античного Тиздра на территории Эль Джема
Площадь этой виллы заявляют около 3 тысяч кв.метров, разумеется это не площадь жилых помещений, скорее всего это площадь виллы целиком. Однако, судить об этом в данный момент не представляется возможным, ибо вилла была перемещена в Археологический музей и в данный момент мы можем видеть только саму резиденцию.
По всей видимости, Вилла Африка принадлежит к весьма распространённому в это время смешанному типу виллы — villa urbano-rustica.
Это нечто «среднее» между сельской и городской виллой.
Этот тип строения давал возможность её владельцу великолепно сочетать сельскохозяйственный труд с роскошным отдыхом и разнообразными развлечениями. В этот период уже активно распространилось калориферное отопления, которое позволяло увеличить количество зимних помещений, что обеспечило удобное проживание на вилле на протяжении всего года.
Такого типа вилла невероятно разнообразны.
Некоторые довольно равномерно объединяют как резиденцию, так и производственный сектор, в некоторых преобладает та или другая сторона.
Вилла Африка относится к тому типу виллы, где преобладала именно резиденция со всеми возможностями: сад, парк, бани, многочисленные внутренние дворики, прочие затеи.
Римские виллы, в том числе Вилла Африка — это высококлассные строения, по праву считается той достопримечательностью, которой гордится Тунис.
Они представляют собой не просто дома, но это всегда великолепно продуманные, довольно сложные и добротно исполненные сложные инженерные сооружения, которые обычно включали в себя несколько зданий — сооружений, непременно водопровод и канализацию, а также бани (термы) , всегда построенные с подогреваемым полом. Также к вилле всегда строились дороги. Уровень и качество такого строительства весьма красноречиво говорит за себя: за пару тысяч лет на этих виллах сохранилось практически всё, что не было разрушено намеренно.
Каждый зал реконструированной Виллы Африка снабжён неплохими аннотациями, в том числе на английском языке, поэтому экскурсионное сопровождение при осмотре виллы вообщем и не требуется в объёме конкретной информации о помещениях.
Прекрасно сохранились помещения, которые не относятся к парадным.
В том числе здесь представлено в отличной сохранности банное помещение с мозаикой морской тематики
Более того, создатели музея вынесли в отдельную экспозицию конструктивные детали банного комплекса. А именно древние трубы, по которым осуществлялся нагрев помещения. Это для большей наглядности: как работали античные термы.
Одно из технических помещений хочется рассмотреть отдельно.
Это накопитель пресной воды.
То «отверстие, которое вы видите это как бы крышка огромного резервуара, в котором накапливалась и хранилась вода. «Доставлялась» вода в этот резервуар по водостокам с крыши, а само помещение украшено мозаиками.
Следует отметить, что в Тунисе подобные (по типу) резервуары до сих пор являются неотъемлемой частью многих домов.
Мозаиками декорированы все коридоры и проходы между комнатами и помещениями.
Абсолютно во всех помещениях сохранились мозаичные полы.
Даже самых небольших…
Самым впечатляющим выглядит церемониальное помещение, которое расположено в передней части виллы и к которому ведёт широкий коридор за главным входом
Большой церемониальный зал находится в представительской части виллы, куда был доступен вход гостям.
Одним из таких представительских помещений был внутренний двор для приёмов, который представлен в очень хорошей сохранности.
Вилла Африка является частью археологического музея города, достопримечательностью Эль Джем.
Вход единый.
Весьма занятная табличка при входе о ценах на билет и времени работы музея: написано на нескольких языках.
Но даже там, где не по-арабски, всё равно написано слева направо.
Открывает вход в этот удивительный музей, который нельзя пропустить, уж если вы оказались в Эль Джем, — статуя римского императора Траяна Марка Ульпия (Marcus Ulpius Traianus).
Именно во времена правления Траяна ряд Тунисских городов, в том числе Тиздр (Эль Джем) стали римскими колониями (годы его императорского правления : 98 – 117 н.э.).
Заметим, что Траян — единственный римский император – провинциал… он единственный из римских императоров, кто не родился в Риме (родился в Испании в семье переселенцев). В возрасте 44 лет (97 г. н.э) был усыновлён действующим императором Нервой – это было политическим усыновлением с целью передать трон по наследству. В Риме – это было не редким явлением.
Информации о том, находилась ли конкретно эта статую на территории виллы изначально найти не удалось.
Музей состоит из 3-х частей
Первая часть, в которую вы попадаете сразу на входе – это собственно художественная галерея.
Большую часть экспозиции музея составляют мозаики.
Практически все они датируются 2-3 веками н.э.
Мозаики – это ядро коллекции музея.
Нет необходимости детально описывать каждую мозаику. В музее возле каждого произведения размещены не самые плохие для музея такого уровня аннотации: всё самое минимально необходимое – время создания, иногда сюжет, место находки (на арабском, французском и английском).
Не хватает только текста ну или хотя бы намёка на мозаичные техники, они любопытны и могли бы быть полезны туристам.
Вдумчивому посетителю есть, что посмотреть и почитать. Советуем это делать непосредственно в музее, ибо на просторах интернета вы не найдёте ни одного каталога музея Эль Джем.
А экскурсии в Тунисе не всегда проводятся на высоком уровне.
Изображения увеличиваются при клике
А вот краткий обзор истории и техник римской мозаики считаю необходимым здесь вкратце сделать.
В музее представлены практически все античные мозаичные техники.
Думаю, что туристам, прочитавшим мой «экскурс» ниже будет любопытно самостоятельно «угадать» мозаичные техники. Таким образом, Ваш осмотр мозаик музея превратиться в увлекательное разгадывание совершенно несложных «ребусов».
Сайт предназначен для туристов, в большинстве своём незнакомых с историей искусства.
Поэтому такой небольшой экскурс надеюсь поможет восприятию этих произведений искусства.
Для наглядности восприятия мозаичных техник я размещу наиболее зрительно понятные их иллюстрации (не из этого музея) и не всегда римские, но зато техники вы сможете угадывать безошибочно. И в качестве фото намеренно использую фрагменты, потому что изображения в инете всегда чьи-то авторские, нет времени выискивать те, что с правом «некомерческого использования»…
Профессионалам (историкам, искусствоведам, художникам) эти описания без надобности, на нашем сайте — обычная популяризация. А вот гидам и/или сопровождающим тургрупп она, возможно, пригодится.
Искусство мозаики в Древнем Риме было заимствовано у греков, которые активно практиковали подобный метод декорирования своих зданий ещё со 2-го века до н.э.
Расцвет мозаичного искусства приходится на период весьма успешных военных походов императоров Юлия Цезаря и Октавиана Августа, именно в это время империя сильно богатела, во многом это связано со сбором контрибуций. Первоначально в древнеримское государство приглашались мастера из Греции, которые не только выполняли мозаичные работы, но и обучали подмастерьев.
В эпоху древнего Риме мозаика была символом процветания, ею обязательно украшались не только главные общественные здания, но и дворцы богатых патрициев. Мозаика стала, пожалуй, самым модным направлением древнего «дизайна». В искусстве мозаики использовались не только весьма распространённый тогда мрамор или различных оттенков стекло, но также и полудрагоценные, а порой и драгоценные камни.
Расцвет Древнего Рима – это золотой век мозаики.
Сюжеты и образы древнеримских мозаик – ценнейший исторический материал, многие из которых помимо своей безусловной художественной ценности являются и своеобразными ценнейшими историческими документами эпохи.
Ведь в сюжетах этих произведений не только истории богов или мифических персонажей, а вполне реальные изображения римских триумфаторов, сцены охоты, гладиаторские бои, театральные сцены, гонки на колесницах, изображения растительного, животного и водного мира (не только мифического).
Искусство древнеримской мозаики было столь совершенным, что в сохранившихся до наших дней декоративных панно, можно вполне отчётливо рассмотреть лица людей (в том числе реальных исторических персонажей), проследить тип и стиль одежды, конструкцию и детали колесниц и кораблей, даже породы домашних животных (собак и лошадей).
Что касается материалов изготовления, то, как правило, использовались местные природные материалы, мозаики изготовлялись достаточно быстро, ибо всегда работали целые мастерские (мастер всегда выкладывал главные элементы, а многочисленные подмастерья дорабатывали фон по «рисунку» мастера). Наиболее распространённым в мозаиках был фон из кубиков белого мрамора. При этом кубики выкладывались не ровными рядами, а чаще арками и полукругами (подобная укладка придавала мозаичной картине большую непринуждённость).
В развитии мозаичного искусства Древнего Рима принято выделять несколько техник изготовления, соответствующим зачастую разным историческим периодам.
Галечная мозаика (оpus barbaricum)
Это самая древняя техники, мозаики выкладывались из разноцветной гальки: кропотливо подбирались камушки разного цвета, чтобы рисунок сделать ярким и насыщенным. Но сам рисунок представлял из себя несложные орнаменты, геометрические узоры. Эта техника заимствована римлянами от мастеров Ближнего Востока, которых римляне называли варварами, отсюда и термин «барбарикум».
Опус тесселатум (оpus tesselatum)
Это уже более «продвинутая» техника. В ней для мозаичных панно использовались тессеры – наколотые мелкие кусочки цветного камня с гладкой поверхностью. Камни уже кололи, краям придавалась ровная форма. Таким образом, рисунки усложнялись, а зазоры между камешками за счёт обтачивания формы были минимальны). Тессеры в этой техники использовались вообщем не самые мелкие, размером более 4-х мм
Опус регулатум (оpus regulatum)
Эта техника стала применяться практически в одно время с тесселатумом. Само название «регулатум» уже говорит об особенностях, мозаичные фрагменты одинаковы по размерам, правильной геометрической формы и выкладывались ровненько и прямо. Кусочки мозаики размером также не менее 4-х мм.
Опус вермикулатум (оpus vermiculatum)
Техника более сложная, чем выше описанные. Для изготовления мозаик в этой технике использовалась смальта или мелкие фрагменты цветных камней маленького размера, всегда правильной геометрической формы. Линии получались плавными, рисунки более динамичными.
Именно в этой технике начали активно появляться портреты, исторические и бытовые сцены.
В силу бОльшей трудоёмкости панно в этой технике сравнительно небольших размеров.
Опус музивикум (оpus musivicum)
Очень похожая на опус вермикулатом техника с той разницей, что линии, по которым выкладывается мозаика, расходятся как бы веерообразно или радиально. Как правило, не строгими кругами, но с волонообразными изгибами.
В этой технике чаще выкладывались фоны.
Опус сектиле (оpus sectile)
Вот эту техника даже издалека не спутать ни с какой другой. И прежде всего потому, что мозаика этой техники выкладывается плитками достаточно крупными, причём зачастую из дорогих и редких декоративных камней. Плитки заранее вытачивались нужной формы и затем выкладывалось изображение из уже подогнанных под него плиток.
Эта мозаика декорировала величественные храмы, а также богатейшие дворцы и виллы древнего Рима.
Античная скульптура и утварь
Помимо мозаичных панно и полов музей представляет любопытную коллекцию античной скульптуры и утвари.
А также барельефные панно
И, наконец, третья часть Археологического Музея города Эль Джем
Античный город
Вот эта часть по сути и стала основой музея. Именно она ниоткуда не была перемещена.
Это не богатые виллы или дома наместников, эта часть музея – обычные кварталы обычного античного города.
Раскопки римского города и определили местонахождение Археологического музея – достопримечательности Эль Джем и достопримечательности Туниса.
Сохранились не только фундаменты и частичная кладка, но и сами улицы, мощёные ещё в период древнего Тиздра.
Именно здесь есть возможность погулять по античным улицам и даже домам Римской Африки
Сохранилось даже здание античной почты.
Сам музей находится буквально в пешей доступности от знаменитого «Колизея» Эль Джем