Изучая достопримечательности Рима на русском языке, нельзя пройти мимо собора святого Петра.
Решающая роль в окончании строительства собора Святого Петра принадлежала архитектору Карло Мадерно. При нем были добавлены две ячейки к восточной части собора, и создан просторный парадный вестибюль, замкнувший торцы главного и боковых нефов внутри здания.
Мадерно нашел компромиссное решение по объединению проектов Браманте и Микеланджело с базиликальным планом, требуемым для отправления католического культа. Перекрытый продольным сводом неф, масштабы которого устремлялись ввысь (высота свода составляла до 30 м при относительно небольшой ширине), был раскрыт архитектором вширь при помощи определенного соотношения пилонов и арок, отделивших главный неф от боковых. Также были введены капеллы, уносившие взгляд зрителя вдаль к подкупольному пространству. Осматривая достопримечательности Рима на русском языке с нашим аудиогидом, вы поймёте, что подобные приемы характерны для барочной архитектуры, изначально созданной как ответ Церкви на гуманистическое движение эпохи Ренессанса. Колоссальные пространства собора Святого Петра призваны были указать человеку, насколько он мал и ничтожен перед всем божественным.
Проект главного фасада собора также принадлежит архитектору Мадерно, которому посвящены описания достопримечательностей Рима на русском языке.
Право на строительство было завоевано им в конкурсе, проведенном в 1607 году. Помимо Мадерна в соревновании приняли участие видные архитекторы того времени такие, как: Понцио, Фонтана, Ринальди и другие. Фасад имеет длину 115 м, при высоте всего 45 м. Колоссальный портик с колоннами коринфского ордера и тяжелый аттик над карнизом придают ему массивность по сравнению с размером главного входа. Изначально архитектор планировал по бокам фасада поставить две колокольни, но строительство так и не началось, возможно, из-за слабости фундамента. Изучая достопримечательности Рима на русском языке, Вы узнаете, что в последствие, в 1641 году архитектор Бернини все-таки поставил одну колокольню, но уже через семь лет она была снесена. Впечатление от массивности главного фасада позднее было исправлено Бернини, построившим знаменитую колоннаду.
Удлинение главного нефа собора и возведение фасада позволило снять впечатление от чрезмерного влияния купола на окружающее пространство. И если над городом купол собора главенствует, то при подходе к собору это впечатление скрадывается за счет массивности фасада.