
Координаты для навигатора: Hawthorne Bridge, Portland, OR 97214, США
Хоторнский мост в Портленде – это самый загруженный велосипедный и транзитный мост во всём штате Орегон, он является одним из центральных элементов транспортной культуры Портленда.
Постоянный поток автомобилей, велосипедистов, пешеходов и любителей бега проходит по мосту, с которого открывается великолепный вид на реку и городской пейзаж.
Этот мост обязательно надо увидеть, потому что он — легенда.
Открытие моста состоялось 19 декабря 1910 года
Это старейший мост с вертикальным подъёмом в мире.
Вертикальный подъём – это когда центральная часть не распахивается створками, а всей платформой поднимается вертикально вверх параллельно всему настилу.
Лучше посмотрите, как это происходит
Мост состоит из пяти неподвижных пролетов и одного пролета с вертикальным подъемом длиной 74 м.
Его архитектор и изобретатель Джон Александр Лоу Уодделл (John Alexander Low Waddell).
Джон Александр Уодделл был канадо-американским инженером-строителем и плодовитым проектировщиком мостов. На его счету более тысячи сооружений в Соединенных Штатах, Канаде, а также Мексика, Россия, Китай, Япония, и Новая Зеландия.
Ещё в 1893 году он запатентовал своё первое изобретений: тип экономичной конструкции ферменного моста, которая позволяла производить дешевое и быстрое строительство, а также могла обеспечить легкую перевозку тяжелых грузов.
Ферменный мост – это мост, несущая конструкция которого выполнена из фермы – соединённые элементы, образующие треугольные блоки.
Вот так это выглядит на историческом снимке «предшественника» Хоторнского моста:
И затем новое достижение: Уоделл изобрёл современные подъёмные мосты.
Подъёмные мосты существовали и раньше, но именно Уоделл придумал объединить ферменную конструкцию моста с вертикальным подъёмником и усовершенствовал, упростил, удешевил и одновременно усилил с точки зрения грузоподъёмности его конструкцию.
Мост в Портленде – не первый подъёмный мост, построенный Уоделлом, но самый старый из ныне сохранившихся.
Вертикальный подъемник имеет ряд преимуществ по сравнению с другими разводными мостами.
Строительство «вертикальных подъёмников» обходится дешевле при более длинных подвижных пролетах.
Противовесы при вертикальном подъеме должны быть равны весу только настила, в то время как противовесы базового моста должны весить в несколько раз больше поднимаемого пролета.
В результате в настиле могут использоваться более тяжелые материалы, и поэтому этот тип моста особенно подходит для интенсивного использования на железной дороге.
Как и другие мосты с вертикальным подъемом, мост Хоторн использует систему противовесов и тросов для перемещения подъемного пролета вверх и вниз по прямой линии.
Самым большим недостатком моста с вертикальным подъемом (по сравнению со многими другими конструкциями) было ограничение высоты для проходящих под ним судов. Именно по этой причине многие подъёмные мосты из-за увеличения высоты кораблей в более позднее время были демонтированы.
Цвет моста
Первоначальный цвет Хоторнского моста был черным и сохранялся таковым до 1964 года, когда его перекрасили в желтую охру.
А во время реконструкции 1998-99 годов цвет был изменен на зеленый с красной отделкой.
История моста
Первый мост
Первый деревянный мост с поворотным пролетом был построен Тихоокеанской мостовой компанией и принадлежал the Madison Street Bridge Company. Он был открыт как платный 11 января 1891 года.
Катастрофа на первом мосту Мэдисон-стрит произошла 1 ноября 1893 года, когда трамвай, направлявшийся на запад, съехал с открытого пролета моста, в результате чего погибло семь человек. Это событие остается худшей трамвайной аварией, произошедшей в Портленде, а также худшей катастрофой на мосту в истории города.
В июле 1899 года стареющий мост был объявлен опасным, и срочно началась реконструкция.
Второй мост
В 1900 году первый мост был заменен другим деревянным мостом с поворотным пролетом. Он по сути был реконструкцией первого моста, в которой новые ферменные пролеты установили на тех же опорах.
Восстановленный мост открылся для движения в апреле 1900 года, но сохранил первоначальную секцию с поворотным пролетом 1891 года.
К 1907 году появились планы по замене моста новым сооружением, которое было бы расположено на более высоком уровне над водой и было бы построено из стали вместо дерева.
В июне 1907 года был одобрен выпуск муниципальных облигаций на сумму 450 000 долларов для финансирования строительства нового моста.
Третий – Хоторнский мост
Контракты на строительство нового моста Хоторн были подписаны в июне 1909 года. Демонтаж конструкции второго моста Мэдисон-стрит и снос его опор происходили в августе и сентябре 1909 года. С этого момента оперативно начинается строительство третьего ныне существующего моста.
Мост Хоторн был открыт 19 декабря 1910 года.
Фото от сентября 2023 года
Название моста
Мост назван в честь доктора Джеймса К. Хоторна (1819-1881), врача и политика, который был одним из основателей Орегонского приюта для душевнобольшых и одним из инициаторов строительства одного из самых первых мостов Портленда — Моста Моррисона.
Интересные факты
Хоторнский мост снимался в кино.
Фильм 2003 года «Загнанный»: официальный трейлер на английском
Сюжет фильма: агенты ФБР безуспешно пытаются поймать изощренного убийцу в диких лесах Орегона. Они обращаются за помощью к бывшему эксперту по подготовке элитного спецназа, Элу Ти Бонэму. Только он способен выследить и нейтрализовать Арона Хэллема, своего лучшего ученика, который умеет выживать в экстремальных условиях, даже когда шансы на успех равны нулю.
Этот фильм включал сцену, действие которой разворачивается на Хоторнском мосту. В этой сцене задействован транспорт Metropolitan Area Express (MAX) — это система скоростного трамвая, обслуживающая столичный район Портленд.
Правда, MAX не ходит сейчас по настоящему Хоторнскому мосту: легкорельсовый транспорт действительно проходил по Хоторнскому мосту до 1956 года.
Но эти сцены были очень нужны в сюжете фильма и кинокомпания соединила два сочлененных автобуса, переделанных под поезд MAX в комплекте с поддельными электрическими кабелями (проводами), которые дают электроэнергию для троллейбусов и трамваев.
А для того, чтобы из них искры «сыпались», использовали спринклерную систему пожаротушения.
Если кто не знает, то спринклерная система выглядит так:
Кадры из фильма с «участием» Хоторнского моста
Сегодня:
Хоторнский мост — самый загруженный велосипедный и транзитный мост в штате Орегон, по которому ежедневно проезжает более 8000 велосипедистов и 800 государственных автобусов (перевозящих более 20 тысяч пассажиров). Он был внесен в Национальный реестр исторических мест в ноябре 2012 года.
Моя проездка по Хоторнскому мосту в сентябре 2023 года
Автор текста — Ольга Провентьева