Едва ли не самой интересной достопримечательностью региона Махдия, да и всего Туниса является «Колизей» в маленьком городке Эль Джем. Это третий по величине «колизей» в мире после Колизея в Риме и амфитеатра в Капуе, но сохранился он лучше. Кстати, статус самого сохранившегося в мире амфитеатра — арены имеет амфитеатр в Пуле (Хорватия).
Заметим, что в отношении этой достопримечательности Туниса слово «Колизей» взято в кавычки. В массовом сознании прочно укоренилось слово «колизей» в отношении всех аналогичных построек античной эпохи. Но, безусловно, единственно правильным будем название АМФИТЕАТР, ибо слово Колизей применимо исключительно к Римскому сооружению. Своё название Римский амфитеатр получил от прилагательного Colosseo (в переводе гигантский) – Колизей, и это действительно самый большой амфитеатр в античном мире, ещё одно название которого амфитеатр Флавиев, ибо строился он в эпоху императоров этой династии.
Итак, «определившись в определениях», что Колизей в Эль Джеме никакой не Колизей, а, как положено таким сооружениям, — амфитеатр, всё равно будем иногда нарушать научные формулировки и следуя за массовым сознанием срываться в термин «колизей» в отношении постройки в Эль Джеме.
Как возникли амфитеатры, что это и для чего?
Всем известно, что амфитеатры строились на потребу публики, со школьных лет мы помним, что римскому народу требовалось «хлеба и зрелищ» (автор этой крылатой фразы поэт Ювенал, употреблявший её в негативном значении… типа вот до чего докатился великий римский народ).
Амфитеатры возникли именно для удовлетворения таких потребностей и прежде всего для гладиаторский боёв, которые изначально и исторически были частью погребального обряда у этрусков.
Поясним. При погребении этрусских вождей, героев или просто знатных использовались человеческие жертвоприношения. Первоначально, как и древние греки этруски просто убивали пленных на похоронах, потом придумали давать пленникам оружие, заставляя их убивать друг друга. А потом и вовсе эти мероприятия стали проводить публично, народу понравилось… У таких погребальных игр даже появилось своё название : «munera funerari». Считалось, что дух умершего будет помогать своим потомкам, если на его похоронах устраивается кровавое и зрелищное мероприятие. В похоронных обрядах участвовали именно пленные. Но с развитием интереса к таким боям стало ясно, что пленных не хватает…
Стали использовать преступников. В римском праве даже существовал юридический термин «приговорить к мечу», означавший приговорить к смерти в бою на арене. А меч на латыни произносится как «гладиус», вот вам и происхождение слова гладиатор.
Потом их функции существенно расширились. В представлениях стали использовать животных, потом целые действия с колесницами и даже с морскими сражениями.
Первые амфитеатры создавались именно для профессиональных гладиаторских боёв. Эти сооружения были временными конструкциями, возводимыми из дерева по случаю важных событий (например, побед). Самым старым из амфитеатров в мире является амфитеатр «Спектакула» в Помпеях, построенный в 70-х г.г. до н.э.
История города Эль Джем
Понятно, что арабское название города – не «родное», когда-то оно было, безусловно другим.
Как и все североафриканские города возник он на месте финикийского поселения в период колонизации Средиземноморья древней Финикией. От тех времён здесь ничего не осталось.
Ведь собственно город здесь возник гораздо позже и он имеет достаточно точную дату «рождения». Это 46 г. до н.э. , когда и до этих местечек, наконец, добрались римляне на протяжении нескольких столетий уже активно колонизировали Африку, расширяя сферы своего влияния и раздавая легионерам новые земли. Основанный здесь город назвали Тиздр (лат. Thysdrus).
Это время – время основания Тиздра – 1-й век до н.э. – один из самых драматичных в римской истории, когда древний Рим буквально лихорадило от гражданских войн. Это эпоха противостояния Юлия Цезаря и Гнея Помпея. Африка и колонии в ней были на тот момент под Помпеем. Это эпоха, когда талант Юлия Цезаря позволил ему победить практически во всех сражениях Помпея, на стороне которого была старая римская аристократия, считавшая, что уж если империи нужен яд в виде диктатуры, то лучше эту пилюлю получить от менее опасного «доктора» — более сговорчивого Помпея. В ключевой момент противостояния Помпей бежал со своей эскадрой в Египет, где по настоянию одного из царедворцев, правивших вместо 10-ти летнего фараона Птолемея, был встречен с почестями, но тут же обезглавлен, как только его нога ступила на египетский корабль. Остальные корабли сдались Цезарю. Именно тогда после смерти Помпея Цезарь вступил в Египет.
Ну а дальнейшие «сюжеты» африканской истории Римских правителей хорошо известны из литературы и кинофильмов, в частности широко растиражированная история, когда Клеопатру, завёрнутую в ковёр, доставили к Цезарю.
Это период активного строительства городов в римской Африке, в том числе Тиздра, который в арабскую эпоху будет переименован в Эль Джем.
Эпоха, в которую был построен амфитеатр Эль Джем
Строительство Амфитеатра Тиздра (Эль Джема) начато в конце раннего периода Римской империи – период Принципата. Принципат означает «первый сенатор». Это весьма условный термин, обозначавший особую форму монархии, которая сочетала в себе черты монархического и республиканского правления. В Древнем Риме принципата утвердился в 27 г. до н.э. с Октавиана Августа (внучатый племянник Юлия Цезаря, усыновлённый им) и закончился в 284 г. н.э. уже после правления династии Северов в период кризиса Римской империи.
Возведение Тиздрского амфитеатра пришлось как раз на эпоху кризиса Римской империи.
В 235 году убит последний из династии Северов император – Александр Север и началась абсолютная императорская «чехарда»… За всего лишь 35 лет в Древнем Риме было провозглашено 29 императоров.
Одним из этих императоров стал Марк Антоний Гордиан , который был избран императором в 238 году и даже основал свою династию , которая, правда, продержалась всего 6 лет до 244 года н.э.
И хотя политическая карьера Гордиана началась сравнительно поздно, он успел довольно широко зарекомендовать себя, его принято относить к представителям интеллектуаллов в тогдашнем Римском правительстве. Кроме того, Гордиан был крупнейшем землевладельцем своего времени. Практически все его владения приходятся на внешние римские провинции.
80-ти летнего Гордиана провозгласили императором бунтовщики – горожане Тиздра, недовольные правлением его деспотичного предшественника — императора Максимина. Восставшие буквально ворвались в спальню Гордиана и набросили на ничего не успевшего понять проконсула Гордиана пурпурный плащ. Вот так он и стал императором. А Римский Сенат впоследствие согласился с таким провозглашением от африканской аристократии. Династия Гордианов просуществовала всего 6 лет, а сам Гордиан находился на «посту» императора всего 22 дня (с момента утверждения Сенатом) и повесился на собственном поясе, узнав о проигранной его сыном битве при Карфагене.
Тиздр в эту эпоху был вторым по значению (после Карфагена) городом римской Африки.
В начале 3-го века Тиздр процветал, основу его экономики составили оливковые плантации, это был центр Римской империи по производству оливкового масла, которое римляне использовали очень широко (не только в пищу, но так же и для производства мыла, кстати оливковое мыло до сих пор является одним из важнейших продуктов экспорта из Туниса).
Строительство амфитеатра
Амфитеатр в Тиздре был построен в 232-238 годах н.э. во времена Гордиана, в связи с чем получил своё второе название – Амфитеатр Гордиана.
Год завершения строительства амфитеатра стал судьбоносным для Тиздра. Этот год историки описывают как «год 6-ти императоров»: столько их сменилось в Древнем Риме, Гордиан был одним из этой шестёрки.
Решение о строительстве амфитеатра было принято проконсулом Африки Марком Антонием Гордоном ещё в 230 году. И строительство Гордиан полностью ведёт на свои собственные средства (имеется ввиду средства города Тиздра), у Рима Гордиан на постройку своего «Колизея» не попросил ни копеечки. Распоряжение начать строительство отдает проконсул провинции Африка Марк Антоний Гордиан в 230 году н.э.. И строит на свои средства, не взяв у Рима ни копейки.
Напомним, что империю в это время сильно «лихорадит» от бесконечных волнений. А в это время в регионе этих латифундий (обширных поместий) проживало около 80% всего населения. Гордиан дал этим людям зрелищ, «разбавляя» бесконечную трудовую скуку от работы на плантациях.
Это очень существенный момент. Зрителями «Колизея Гордиана» были не граждане, а крестьяне. Граждане стали теми, кто на этих кровавых зрелищах зарабатывал деньги.
Колизей Эль Джема стал фактически первым в истории зрелищным аттракционом, который сдавался в аренду тем предприимчивым гражданам, которые устраивали там представления.
УмнО !!! Поистине великий талант не только риторика, крупнейшего землевладельца тех времён , но и коммерсанта Гордиана. Кстати, во время представлений (игр) работал нелегальный тотализатор, с которого предприимчивый губернатор получал колоссальный процент: официально тотализатор был запрещён, но деньги были такими огромным, что удержаться было просто нереально.
А, как политический деятель Гордиан строил амфитеатр как свою политическую трибуну – место, где можно было собрать большое количество нужного электората.
Помните? Именно этот электорат и набросит на Гордиана пурпурный плащ императора в нужное время и в нужном месте.
Талантливейшая фигура античности, причём не только Африканского региона Древнего Рима.
Однако этот амфитеатр по прямому назначению использовали недолго в основном для гладиаторских боёв и гонок на колесницах.
Жизнь амфитеатра после Рима
После смерти Гордиана строительство Амфитеатра прекратилось, он так и остался недостроенным до конца. Амфитеатр простоял нетронутым до VII века.
Напомним, что Тиздр и его Колизей вновь вышли на центральную арену политической жизни Северной Африку в 699 году, когда стали центром восстания легендарной царицы берберов Кахины (о ней мы подробно писали в статье по истории Махдии).
Город Эль Джем («перекрёсток» в переводе с арабского) возник вокруг знаменитого «африканского Колизея» в начале XVII века. Такое «возрождение» сыграло злую шутку с прославленным амфитеатром. В Северной Африке к этому времени уже обосновались новые «жители» — арабы, и для строительства многочисленных мечетей им требовался камень. В результате северная стена амфитеатра практически полностью исчезла… её по камушкам разобрали для строительства Большой Соборной мечети в арабском Кайруане.
Это первое «разграбление» амфитеатра.
Вторая волна «разграбления» прокатилась после 1956 года, когда Тунис освободился от французской колонизации… Французы разграбление памятника архитектуры не одобряли, а когда «надзора» не стало, местные жители начали растаскивать облицовочный мрамор по своим домам.
И только в 1979 году, когда амфитеатр был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, разграбление остановилось и памятник начали потихоньку реставрировать.
По римскому поверью, колизей не падёт до тех пор, пока здесь проливается кровь. Гладиаторские бои уже давно стали историей, но кровь в Амфитеатре Гордиана продолжает литься. Стены этого величественного сооружения — единственное место в регионе, где практически рядом гнездятся голуби и соколы: хищники и жертвы.
Что такое римский амфитеатр с точки зрения развлекательных программ?
- Гладиаторские бои – самые популярные представления. Ни один амфитеатр не обходился без гладиаторских боёв. Это реальные сражения в реальном времени, цена поражения – жизнь гладиатора.
- На арене выступали не только рабы и пленные, часто свободные граждане выходили на арену и рискуя жизнью зарабатывали себе деньги и славу.
- В гладиаторских боях частенько принимали участи женщины – гладиаторы.
Причём именно среди женщин – гладиаторов абсолютное большинство были свободными, они выходили на арену без принуждения.
Причём появление женщин на аренах римских амфитеатров имеет довольно чёткую эволюцию: сначала женщины для увеселения публики дрались с карликами, потом с животными (например, с кабанами), а уж потом друг с другом.
Гладиаторские бои проходили в Римской империи вплоть до V века и были запрещены уже в начале христианства
- Гонки на колесницах – это второе по популярности развлечение в римских амфитеатрах.
Зачастую гонки проходили как самостоятельное представление, но иногда они включались в программу дополнительным «бонусом»
- Навмахия – это морские сражения, потрясающие спектакли с кораблями и воинами. Навмахии изначально устраивались не в амфитеатрах, а на озёрах или каналах. Но с приходом в римскую индустрию развлечений амфитеатров, навмахии стали частью их программ. Правда далеко не каждый амфитеатр мог вместить морское сражение.
Разгар морского сражения – навмахии.
В амфитеатре Эль Джем никогда не было проведено ни одного сражения навмахии
- Охота диких животных – ещё один вид развлечения, популярный в древнеримских амфитеатрах. Это охота диких животных без участия гладиаторов в этих представлениях.
На арену выпускали различных животных, львы, тигры и иные хищники, разумеется, не кормились перед этим. И на арене разворачивалось кровавое представление.
- Сражение гладиаторов с дикими зверями.
Римляне были одержимы противостоянием людей и животных, это одно из любимых развлечений при амфитеатрах. Так, например, на открытие Колизея была устроена гигантская схватка : на арену против людей выпустили более 9 000 диких зверей. В представлении погибали и звери, и люди. Иногда людям не давали вообще никакого оружия, а сражаться голыми руками приходилось против львов или медведей… причём голодных зверей. Иногда такая охота инсценировалась в театральном представлении, зачастую именно так римляне казнили преступников и… одновременно развлекали народ…
Структура, конструкция и архитектура Амфитеатра Эль Джем
Амфитеатры Древнего Рима возводились по «типовым» проектам, что позволяло строть достаточно быстро и тем самым сокращать расходы. Объекты этого типа различались только лишь размерами, которые диктовались статусом места, где им предстояло разместиться Амфитеатру в Тунисе достался 3-х этажный проект.
Амфитеатр в древнеримской архитектуре – это весьма просторное сооружение, имеющее, как правило, эллипсовидную форму.
Колизей Эль Джема (Тиздра) в этом отношении строго традиционен.
Просторный, огромный, эллипсовидной формы
Архитектура и конструкции Амфитеатра Гордиана
Ещё раз про цифры : арена — 149 м ( в длину), 122 м (в ширину). Ряды сидений ступеней поднимаются в высоту на 36 м., вместимость — до 30 ты. зрителей, что намного больше численности населения самого города Тиздра в те времена.
Что такое римский амфитеатр как конструкция ?
Все амфитеатры древнеримской эпохи имели единую по сути «типичную» структуру.
-
ФОРМА ЭЛИПСА
Это всегда просторное сооружение, обычно в форме элипса.
Что касается дат и характеристик амфитеатра в Эль Джем, то это сооружение является одним из выдающихся построек такого типа.
Вместимость 35 тысяч человек (Колизея – 50 тыс.чел.)
-
АРЕНА
Главный элемент конструкции – арена, которая окружена ступенчатыми рядами – трибунами для зрителей с радиальными коридорами.
Цифры амфитеатра в Эль Джем
Длина арены 65 х 39 метров (Колизея : 85х53 м)
Длина по окружности 427 метров (у Колизея 524 метра)
Высота стен 36 метров (у Колизея 48)
Всего арок было 68, сохранилось только 30
Высота – 3 этажа
ПОДЗЕМНЫЙ ЭТАЖ
Ни один амфитеатр никогда не обходился без подземного этажа
Все амфитеатры имели подземный этаж, располагавшийся под площадью всей конструкции. В подземном этаже сооружались камеры для гладиаторов и клетки для животных.
В подземной части амфитеатра Эль Джем до сих пор прекрасно сохранились многочисленные камеры, в которых размещались гладиаторы (добровольные и приговорённые), а также животные, которых на арену выставляли для сражений с гладиаторами.
Камеры и клетки в свою очередь соединялись с ареной посредством коридоров и/или лифтов, доставлявший «артистов» на арену.
В Эль Джеме была аж два таких лифта, шахты от них с выходом на арену сохранились в западной части арены (длинная сторона элипса)
Структура амфитеатра в Эль Джем
Амфитеатр города Тиздра строился поистине гигантским.
Это огромное трёхэтажное сооружение. Мощные арки амфитеатра поднимаются на 3 этажа.
Для строительства Колизея использовался местный материал — желтоватый песчаник, (камень прочный и очень лёгкий в обработке). Каменные глыбы африканского песчаника не просто смогли выстоять века, но и активно потом использовались арабами для строительства своих мечетей.
Особенностью амфитеатра является то, что у него практически нет фундамента. Это удивительно… но почва в здешних местах твердая и ровная, поэтому в фундаменте как таковом в сущности не было необходимости.
Всю мощь сооружения можно ощутить не только прогуливаясь по стенам, но и по коридорам между ярусами
Амфитеатр 3-х этажных, все три этажа с аркадами в коринфском стиле: когда-то амфитеатр «украшали» 68 арок, на сегодня осталось только 30 …
АРЕНА амфитеатра
Арена… только там можно почувствовать амфитеатр во всей его мощи и трагичности… включая казалось бы до сих пор пахнущие отверстия — стоки для льющейся крови
Лучший вид на арену с южной её стороны, там, где располагаются лестницы для подъёма на ярусы
трибуны для бушующей публики…
ложа для восседания императора….
коридор, что ведёт в подземные сооружения
В южной части этого амфитеатра прекрасно сохранилась лестница, по которой вы подниметесь на верхние ярусы этого величественного сооружения.
В южной части амфитеатра можно побродить и по первому этажу, восхищаясь мощными стенами и контрфорсами
По лестнице поднимаемся на каждый из ярусов
С каждого яруса можно совершенно по-новому осмотреть амфитеатр.
Шаг за шагом пройти по ярусным коридорам, по которым поднималась римская публика для самых завораживающих представлений в своей жизни
Порой кажется, что сами стены почернели от неистовых криков разгорячённой публики
Венцом вашего подъёма станет императорская ложа, откуда открывается лучший вид на сам амфитеатр.
Ложа находится на верхнем ярусе северной части узкого окнчания элипса арены (напротив южной лестницы на ярусы)
И кроме того, оттуда открывается поистине фантастический вид как на сам амфитеатр, так и на окрестности города Эль Джем.
Амфитеатр Гордиана — одно из лучших произведений архитектуры такого лана во всей Римской империи
Относительно съёмок фильмов
«Спартак» с Кирком Дугласом
Декорации в основном были возведены на землях, принадлежащих Universal в окрестностях Лос-Анджелеса, где студия располагала площадью около 422 акров. Часть натурных съёмок прошла в районе Долины Смерти. В качестве виллы Красса была использована загородная резиденция медиамагната Уильяма Рэндольфа Херста, возведённая в античном стиле.
«Гладиатор» с Расселом Кроу
На самом деле, Римский Колизей, для съемок фильма , был отстроен из гипса и фанеры . Была выстроена копия части Колизея высотой около 16 метров. Всю конструкцию возводили несколько месяцев и не в Тунисе , а на Мальте. Так что все рассказы о том , что некоторые сцены в историческом фильме » Гладиатор» снимали в амфитеатре города Эль-Джем , просто наглое вранье.